по сайтам друзей
КОЛОНКА РЕДАКТОРА АВТОРЫ ПОЭЗИЯ ПРОЗА ПУБЛИЦИСТИКА ПОЧТА ФОТОАРХИВ

 

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

 

 

 

 

 

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

 

Дорогой Николай Петрович!

Высылаю пару экземпляров "КА" № 11.

В подборке, которая начинается со статьи Д. Лихачёва, есть интересные материалы.

С пожеланием успехов – Ахат Мушинский.

12.12.2014

 

Здравствуйте, Ахат Хаевич!

Спасибо за присланный альманах и за «интересные материалы» в нём. По их поводу могу сказать следующее. По сути вы правы, но издевательский тон в отношении кого бы то ни было недопустим. Тем более, если он касается человека немолодого, являющегося к тому же инвалидом Вооружённых Сил – я имею в виду Михаила Тузова. Критика его сочинений, может быть, и справедливая, но она не должна быть оскорбительной.

Не красит Ваше издание и анонимность подобных публикаций. В бой за подлинность художественного слова надо идти с открытым забралом. И дело тут не в юридической правоте Васи Татарского и Сергея Квасова, спрятавшихся за псевдонимами, а в чести и достоинстве самого «Казанского альманаха». Между нами, редакторами, говоря: это как-то не по-мужски…

Мы с Вами, Ахат Хаевич, тоже являемся, между прочим, лауреатами Державинской премии. И разговор о том, кто её достоин, а кто нет, не вполне корректно вести в таком тоне без оглядки на самих себя, раз уж «премия его имени – особенная», как декларирует очевидное Вася Татарский. Не кажется ли Вам, что редактор, таким образом, ставит собственную персону вне критики? Дескать, уж я-то, разумеется, достоин столь высокой награды – какие могут быть сомнения? А сомнения должны быть. Всегда. Вы не забыли, как говорил об этом Рустем Кутуй при получении им Державинской премии?

И совершенно безосновательно мнение мифического Сергея Квасова (я не знаю такого писателя в Казани), будто только Лилия Газизова решает, кому выдавать Державинскую премию, и даже – кому быть в писательском союзе. Ведь нам с Вами доподлинно известно, что Державинскую премию присуждают её учредители, в число которых входит правление Союза писателей Татарстана. А у так называемой русской секции (её возглавляет как раз Лилия Газизова, которую я не собираюсь защищать) есть только рекомендательное право. А на заседания русской секции мы с Вами почему-то не ходим, хотя могли бы именно там отстаивать собственное мнение о подлинных и мнимых именах и сочинениях. Тогда бы, возможно, не пришлось затевать литературный скандал, в котором наш журнал «Аргамак. Татарстан» участвовать не намерен.

Не возражаю, если Вы захотите опубликовать моё письмо в «КА» – только, пожалуйста, без купюр.

 

Николай Алешков

 

20.12.2013 г.

 

НАПИСАЛ Я КАК-ТО ПРЕЗИДЕНТУ…

Недавно я подсчитал: в четырнадцати вышедших номерах «Аргамака», появившегося на издательском ипподроме России в 2009 году благодаря личной поддержке первого Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева, опубликованы произведения (стихи, проза, статьи, эссе) 63 выпускников Литературного института имени А. М. Горького и слушателей Высших литературных курсов, действующих при этом институте.

Число 63 меня впечатляет и радует. Не знаю, сколько всего литературных изданий в сегодняшней России, где печатаются мои однокашники, но уверен, что без их художественного, созидательного слова литературный процесс обойтись не может. Значит, институт такой (кстати, единственный в мире) нужен. И писатели России тоже нужны, хотя не всем ныне это представляется очевидным. В октябре минувшего года чиновники Минобразования, преуспевшие в чрезмерном реформаторстве, вознамерились закрыть Литературный институт или присоединить его к какому-либо другому вузу.

К чести общественной организации «Содружество выпускников Литинститута» (горжусь, что принадлежу к их числу), а также нынешних преподавателей и студентов творческого вуза, нам удалось отстоять родные исторические стены по адресу Тверской бульвар, 25, а также всё то «разумное, доброе, вечное», что в этих стенах произрастает. Поднялась волна протестов. Нами, например, президенту В. В. Путину, премьер-министру Д. А. Медведеву, депутатам Госдумы, новому министру культуры были направлены электронные телеграммы следующего содержания: «Литературный институт имени Горького, гордость СССР, крайне нужен всей России. Неужели он не нужен президенту, правительству, Государственной Думе, Министерству культуры? Докажите обратное — защитите творческий вуз от рейдерского захвата. От имени и по поручению Татарстанского отделения Союза российских писателей НиколайАлешков, выпускник 1982 года; Александр Воронин, выпускник 1986 года; Лилия Газизова, выпускница 1996 года; Ольга Кузьмичёва-Дробышевская, выпускница 2011 года».

Ответили не все, но, к нашему удивлению, не заставил себя долго ждать ответ из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. В нём сообщалось, что наше «обращение в форме электронного документа на имя Президента Российской Федерации рассмотрено и направлено в Министерство образования и науки Российской Федерации, в Следственный комитет Российской Федерации в целях объективного и всестороннего рассмотрения (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ответ подписал советник департамента письменных обращений граждан и организаций такой-то… Фамилию обнародовать не хочу, ибо стилистика послания («рассмотрено и направлено… в целях рассмотрения») удручает, но зачем подставлять рядового служащего департамента, если все вышестоящие изъясняются не лучше?

Но этим дело не кончилось! Делу был дан ход! «Рассмотрение» продолжилось, на моё имя пришла депеша из Следственного комитета РФ. Цитирую: «Ваше обращение от 09.11.2012, поступившее из Администрации президента Российской Федерации, содержащее сведения о рейдерском захвате Литературного института имени Горького, направлено для рассмотрения по подведомственности в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. О результатах рассмотрения Вы будете уведомлены в установленном законом порядке». Подписан сей документ инспектором 2 зонального отдела управления процессуального контроля за следственными органами — во как!

Фамилию указывать опять-таки не хочу, но диву даёшься, как зашифрована должность сотрудника Следственного комитета, осуществляющего процессуальный контроль за следственными органами. Тут у меня мелькнула здравая мысль: Литинститут мог бы пригодиться всем российским чиновникам, остро нуждающимся в лекциях по культуре и грамотности письменной речи (как показывает ТВ, устной — тоже). Жаль, не понимают они этого. Да и вышестоящее кремлёвское начальство, судя по всему, недолюбливает писателей. Первые лица государства привечают, как правило, лишь тех «мастеров пера», которые стали коммерчески успешными благодаря детективному жанру или ненормативной лексике. Об этом, в частности, убедительно сказано в статье известного критика Владимира Бондаренко «Палёная» литература», которая в позапрошлом году была опубликована в журнале «Наш современник», а также размещена в Интернете.

Однако я отвлёкся от сюжета. Как же дальше продвигалось «рассмотрение по подведомственности» и чем оно мотивировалось? Оказалось, и Следственный комитет РФ, и Генеральную прокуратуру больше всего «растревожил» в нашем коротком обращении к Президенту призыв не допустить рейдерского захвата Литинститута. Меня, слава Богу, не стали вызывать на ковёр в Москву и допрашивать, какие у меня есть сведения о потенциальных рейдерах. Но именно этот вопрос мне задал следователь родной Набережночелнинской прокуратуры, куда и поступило распоряжение из столицы разобраться и, надо полагать, предотвратить возможный захват. Ну как же ты, говорю сам себе, не мог предугадать, что, обращаясь к Президенту, писать объяснение будешь земляку-следователю? Я и написал (не подводить же человека, у него служба такая), что сведения о возможном рейдерском захвате я почерпнул из сети, из многих публикаций российской прессы, из теленовостей, где неоднократно сообщалось примерно следующее: «Поговаривают, что одному олигарху так хочется заиметь особняк Герцена, что у него от необладания им даже поднимается температура по вечерам» (Александр Ольшанский. «Литинститут: ЕГЭнахом побивахом». Памфлет. http://www.aolshanski.ru. «Аргамак. Татарстан» № 4 (13)). Имени и фамилии этого олигарха ни я, ни Ольшанский, к сожалению, не знаем, как не знаем и других конкретных лиц, якобы желающих открыть по адресу Литинститута пятизвёздочный отель и ресторан «Герцен», вложив в это дело свои капиталы.

А из прокуратуры города Набережные Челны, где я живу с рождения, где находится редакция литературного журнала «Аргамак. Татарстан», 11 января 2013 года поступил такой ответ: «На Ваше обращение о незаконных действиях в отношении Литературного института имени Горького разъясняю, что указанный институт находится по адресу: г. Москва, ул. Тверской Бульвар, д. 25, таким образом в случае выявления фактов и признаков рейдерского захвата института Вы вправе обратиться в органы внутренних дел г. Москвы с сообщением о преступлении».

Что ж, спасибо — напомнили адрес института, в котором учился и я, и другие подписанты. Не менее актуальным и «полезным» выглядит совет — в случае «выявления фактов и признаков рейдерского захвата института Вы вправе обратиться в органы внутренних дел г. Москвы с сообщением о преступлении».

Круг замкнулся, приехали! Хоть плачь, хоть смейся над идиотским бумерангом, над абсурдной чиновничьей чехардой, участники которой будто газет не читают, новости ТВ не смотрят, коли всерьёз ухватились за строчку о рейдерах! Гоголь и Салтыков-Щедрин отдыхают! Эта готовность вытянуться во фрунт, создать видимость деятельности в поисках «стрелочника», потом поставить галочку и отчитаться напоминают что-то очень нехорошее в нашей истории — и отдалённой, и близкой.

Подумалось — и это всё, к чему пришла нынешняя демократия? На этом история с нашим протестом, надеюсь, заканчивается. Родной творческий вуз, который дорог нам так же, как дорог России Пушкинский лицей, мы общими усилиями отстояли, но, что случится в ближайшем будущем, Бог весть. Надо быть начеку!

Николай АЛЕШКОВ,

главный редактор литературного журнала «Аргамак. Татарстан»,

выпускник Литинститута 1982 года.


"АРГАМАК" № 1(14)•2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОРТАЛ ЖУРНАЛА

ПОРТРЕТЫ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

  

  

  

  

ВСЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО