по сайтам друзей

 

9 августа состоялся литературно-музыкальный вечер «Под небом высоким».

Его организаторы – Татарстанское отделение Союза российских писателей, Торгово-промышленная палата Закамского региона РТ, Челнинское землячество – посвятили торжественное мероприятие во Дворце культуры «Энергетик» 100-летию рождения комсомола и 10-летию с выхода Антологии челнинской поэзии «Под небом высоким». 

Книга вышла в 2008 году, тиражом в 2500 экземпляров, объёмом в 480 страниц, её издание осуществила Торгово-промышленная палата Набережных Челнов, Общественный совет первостроителей КамАЗа, города и Нижнекамской ГЭС. Автором идеи и руководителем проекта стал Юрий Иванович Петрушин, личность в Челнах легендарная (с 1972 года – начальник штаба стройки Камского автозавода, с 1979-го – первый секретарь Комсомольского райкома партии, с 1984 года – председатель исполкома, председатель городского совета народных депутатов. Редактором-составителем антологии стал поэт Николай Алешков, а всего в ней представлено творчество 111 авторов, большинство из которых, конечно, челнинцы. Многих из них, увы, уже нет с нами, многие разъехались, но не порвали связи со своим Новым городом, со своей молодостью. 

И, прежде всего, это относится к одному из почётных гостей праздника – секретарь Союза писателей России, главный редактор литературного журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин прилетел в Набережные Челны, где не был… 45 лет! А ведь свой жизненный и творческий путь он начинал на КАМАЗе, работал монтажником на строительстве Ремонтно-инструментального завода, посещал занятия в городском литературном объединении «Орфей», играл в популярном тогда вокально-инструментальном ансамбле «Кама». Валерий Васильевич подарил Центральной библиотеке Набережных Челнов своё собрание сочинений в шести томах. А всего у Хатюшина вышло уже более полусотни сборников.

Его стихи открывали пролог праздника, который подготовили артисты молодёжного театра «Ключ» (художественный руководитель Софья Федекина). 

В начале вечера с приветствиями и поздравлениями выступили начальник управления культуры города Набережные Челны Эльвира Ногманова, генеральный директор Союза «Торгово-промышленная палата г. Набережные Челны РТ» Фарид Башаров, депутат Набережночелнинского городского совета, заслуженный строитель РФ Альберт Петров, ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института Виктор Суворов, председатель Попечительского совета по развитию православной культуры Закамского благочиния Александр Бабаев. Вели вечер директор Дворца культуры «Энергетик» Гульзада Рзаева и руководитель литобъединения «Лебедь» при ДК КАМАЗ, лауреат республиканского конкурса «Хрустальное перо», член Союза российских писателей Ольга Кузьмичёва-Дробышевская. К 20-летию Татарстанского отделения Союза российских писателей и 10-летию выхода антологии «Под небом высоким» известная писательница, заслуженный деятель искусств РТ Вера Хамидуллина подготовила и выпустила справочник «Писатели города Набережные Челны», в который вошли сведения о 113 авторах.

Несомненно, литературно-музыкальный вечер украсили своими выступлениями популярные в городе авторы и исполнители Александр Тарасов, Елена Камалтынова, Сергей Бычков. В рамках мероприятия были вручены дипломы победителям регионального конкурса «Лебеди над Челнами». 

Особенно тепло зрители принимали частого гостя Челнов, лауреата Цветаевской премии, известную российскую поэтессу Диану Кан, приехавшую на праздник из Оренбурга. Вместе с ней на следующий день Валерий Хатюшин выступил в Библиотеке Серебряного века в Елабуге.

 

 

 

 

 

19 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского.

В.В. Маяковский родился 7 июля по старому стилю в 1893 году в Грузии, где его отец служил в лесничестве. Первой книгой, которая увлекла Володю, оказался «Дон Кихот» Сервантеса, и на всю жизнь Маяковский сохранил в себе это рыцарское начало – в служении поэзии, революции, любимой женщине (Брик, Яковлева, Полонская). Для многих он так и остался загадкой, даже сама смерть его до сих пор остаётся невыясненной (то ли самоубийство, то ли инсценировка суицида), но об одном можно говорить прямо – Владимир Маяковский останется одним из самых значительных поэтов ХХ века.

Впервые в Казань молодого поэта Маяковского в феврале 1914 года привозил Давид Бурлюк (1882-1967), который учился здесь в Художественной школе (1898) и опубликовал свой первый литературный опус (1899). Вместе с ними в футуристическом турне по 17 городам России участвовал и Василий Каменский.

О Казани Маяковскому мог рассказать Велимир Хлебников (1885-1922), которого начинающий поэт считал самым талантливым среди русских футуристов (будетлян). В нашем городе Хлебников учился в гимназии и университете, здесь начинал орнитологические наблюдения, литературные опыты и математические прогнозы. Бурлюка и Хлебникова Маяковский считал своими учителями в поэзии.

Война и революция развели друзей и разбросали по миру. Хлебников умер в полной нищете и безвестности. Каменский лишился обеих ног и двадцать лет пролежал парализованный. Бурлюк пережил их всех в благополучной Америке…

А Владимир Маяковский приезжал в Казань ещё дважды, будучи одним из самых известных советских поэтов. В 1927 году он читал в Казанском университете поэму «Владимир Ильич Ленин» (в день 3-й годовщины смерти вождя мирового пролетариата), в следующую зиму в Татарском театре имени Г. Камала (ныне в этом здании на ул. Горького, 13 работает Театр имени К. Тинчурина) делал доклад о современном состоянии советской литературы, читал программную поэму «Хорошо!» и подробно отвечал на многочисленные вопросы публики.

Одним из самых ярких впечатлений Маяковского от пребывания в номерах «Казанского подворья» стало знакомство с молодым татарским поэтом-футуристом Аделем Кутуем, создателем татарского Левого фронта (СУЛФ), читавшим московскому гостю свой перевод на татарский язык стихотворения «Левый марш». Владимир Маяковский отразил эту встречу в известном стихотворении «Казань», правда, неизвестно, читали ли ему переводы «Левого марша» на марийский и чувашский языки – или это поэтическая гипербола.

А литературная слава Маяковского вскоре сменилась травлей в прессе, запретом спектакля «Баня» в театре Вс. Мейерхольда, бойкотом выставки «20 лет в искусстве». Через полгода после его гибели арестовали и Аделя Кутуя, обвинив в создании «контрреволюционной организации». О футуризме и формализме в советской литературе уже не вспоминали –«социалистический реализм» победил окончательно.

Но ЛЕФовцы не канули в Лету. Очень символично, что на улице Маяковского в Казани на месте бывшего ресторана «Жёлтая кофта» сегодня открыли творческое пространство «Маяковский», где молодым людям предоставлена возможность заниматься экспериментами в самых разных направлениях.

 

14 июля исполнилось 275 лет со дня рождения нашего земляка, великого русского поэта и видного государственного деятеля Гавриила Романовича Державина.

Державинский праздник поэзии начался в Казани, возле памятника поэту в Лядском саду, а продолжился в Лаишево, на площади Державина. По традиции собравшиеся возложили цветы к памятнику и читали у подножия стихи. В этом году Державинская премия досталась Алексею Остудину, диплом лауреата ему вручила заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева. В юбилейных торжествах также принимали участие первый заместитель министра юстиции РТ Айнур Галимов, заместитель министра культуры РТ Светлана Персова, глава Лаишевского муниципального района РТ Михаил Афанасьев и другие официальные лица. Гостями праздника в этом году стали лауреат Новой Пушкинской премии, куратор арт-резиденции «Старо-Татарская слобода» Ильдар Абузяров и участник проекта «ЖЫ», молодая поэтесса Татьяна Стоянова. От Союза российских писателей в Казани выступили Александр Воронин и Натан Солодухо, а в Лаишево к микрофону вышли Николай Алешков и Ольга Кузьмичёва-Дробышевская (Набережные Челны). Особенностью этого юбилея можно назвать выступление поэтического театра «Диалог», созданного лауреатом Державинской премии Ольгой Левадной. В сценической композиции по державинскому стихотворению «Арфа» приняли участие народные артисты РТ Нина Калаганова и Михаил Меркушин из Казанского тюза, а также народный ансамбль «Каравон» из села Русское Никольское.

 

1 июля исполнилось 80 лет со дня рождения известного казанского драматурга, прозаика, философа и общественного деятеля Диаса Валеева.

По традиции родные и близкие в этот воскресный день совершили восхождение на «холм Диаса», где Валеев завещал развеять свой прах. Там, у камня, за это время, как существует традиция восхождений, уже выросла большая берёза… Собравшиеся, в частности, философ Фан Валишин, снова говорили о необходимости создания на этом месте памятника писателю.

А во вторник вечером в Казанском литературном кафе «КаЛитКа» состоялся юбилейный вечер, организованный Татарстанским отделением Союза российских писателей. В его начале был показан документальный фильм «Диас Валеев: поход в вечность», любезно предоставленный фондом биографических интервью AYARIS. В мероприятии принял участие представитель фонда Александр Хованский, который сообщил, что полная версия составляет два часа 40 минут, поэтому для вечера в «КаЛитКе» смонтировали часовой вариант. Диск с записью фильма был торжественно вручён супруге писателя Дине Каримовне Валеевой. 

– Живя в нашей памяти, Диас Валеев остаётся жить дальше. В том, что его имя не забудется, огромная роль его друзей и учеников, – сказала вдова. – Главным в его жизни были две вещи, даже две с половиной, если можно так сказать: творчество, которое всё затмевало, а также любовь и красота. Красоту он принимал во всех проявлениях, будь то природа или красивые женщины… Был ли он счастлив? Пожалуй, нет. Всю жизнь он любил свою первую любовь, которая не ответила ему взаимностью, это было его неизбывной болью и накладывало отпечаток и на его поступки, и на характер… Он был человеком трагической судьбы… Мне кажется, он не кончился, во всяком случае, он со мной всегда… Разматывая клубок нашей жизни, я понимаю, что сейчас люблю его, больше, чем в жизни… Мне кажется, обязательно настанет его время, его творчество, его учение с годами становятся более востребованы.

После показа фильма поэтический театр «Диалог» (художественный руководитель Ольга Левадная, главный режиссёр Владимир Нежданов) представил спектакль-эскиз «Меченый» по пьесе Диаса Валеева «Карликовый буйвол». В актёрской читке приняли участие Александр Воронин, Ольга Левадная, Михаил Соколов, Александр Авакумов. Главную роль – Леонида Сергеевича Ворвачёва  блистательно сыграл Владимир Нежданов. Мало того, что внешние данные актёра идеально соответствуют облику Михаила Сергеевича Горбачёва (двойника персонажа), но ещё голос и манеры вкупе с одухотворённой игрой стали настоящей изюминкой спектакля!

Заслуженный артист России, народный артист Татарстана Александр Купцов поздравил актёров с премьерой и выразил восхищение исполнением главной роли.

– Я до этого даже не задумывался, насколько Владимир Нежданов в жизни похож на Горбачёва!.. Безусловно, это главная удача сегодняшней премьеры, Володя играл вдохновенно и точно. Все исполнители проявили настоящее мастерство! Ансамблевость, чуткое партнёрство, уважительное и трепетное отношение к автору и его произведению, проникновение в смысл и ощущение жанра. Спасибо большое за удовольствие! – сказал Александр Иванович. – Почти сорок лет назад я сыграл свою первую большую роль в Казанском театре юного зрителя – студента Шелонова в спектакле «Казанский университет» по пьесе Диаса Валеева «1887». Можно сказать, что Диас Назихович дал мне путёвку в жизнь. Очень хорошо помню, как помогало присутствие драматурга на репетициях. Написать пьесу о знаменитой сходке казанских студентов он решил, конечно, не из конъюктурных соображений. И пьесу он задумал не о юном Володе Ульянове, которому на момент сходки не исполнилось и 18 лет… Валеев был потрясён, когда в архивах познакомился с делом студента Милонова, которого тайный студенческий суд приговорил к смертной казни… После премьеры Диас Назихович подарил мне сборник своих пьес с дарственной надписью: «В память о Вашей прекрасной работе в «1887», где вы сыграли Шелонова, судьба которого и заставила меня написать эту пьесу». Я до сих пор помню монолог из того замечательного спектакля, который власти заставляли переделывать, кромсать, убирая острые места…

К изумлению зрителей народный артист прочёл наизусть большой монолог из той роли, которую он исполнял треть столетия назад!

– То, что сегодня произошло – настоящее событие! – считает Лада Аюдаг, председатель Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ, член Союза российских писателей. – Вы так здорово играли, что это уже не просто читка, а настоящий спектакль.

Отвечая на поздравления, главный исполнитель и режиссёр Владимир Нежданов отметил:

– Сегодня произошло ещё одно событие: «Калитка» и «Диалог» наконец-то встретились. Давайте будем дружить – и чаще ходить друг к другу в гости!

Руководитель «Калитки» Эдуард Учаров поддержал это предложение, заключив с удовольствием, что юбилейный вечер Диаса Валеева удался на славу.

 

 

19 мая в Казанском Кремле прошёл творческий вечер Лады Аюдаг.

В рамках акции «Ночь в музее» в помещении музея-мемориала Великой Отечественной войны кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры РТ Маргарита Небольсина представила Ладу Аюдаг — известную художницу и поэтессу, автора и иллюстратора 26 книг (стихи, сказки, пьеса, пушкиноведение), члена союза Российских писателей, Международной конфедерации журналистов, Парижской ассоциации "Друзья Пушкина".

Героиня вечера рассказала о своём творческом пути, 16 лет из которых являлась редактором и художником самого популярного в РТ с 2000 г. русскоязычного издания для детей – республиканской "Детской газеты". Уже 17 лет она возглавляет единственный в Казани музей А,С. Пушкина при 7-ой гимназии. Многие литературоведческие находки, исследования опубликованы в материалах научных конференций международного, республиканского, городского уровня, в российской и местной прессе. Среди них – уникальное открытие о проживании в Казани с февраля 1833 года семьи троюродного брата Пушкина – морского офицера Александра Петровича Неелова. 

Вот уже 15 лет Лада Аюдаг – председатель Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ, куратор более 100 коллективных, персональных выставок и арт-проектов у нас в стране и за рубежом. С 2013 г. вошла в состав Творческого союза художников России. Её первая персональная выставка прошла в 1996 г. в Казани, вторая в 1997 г. – в Каире в Российском центре науки и культуры с широким освещением в прессе и по радио «Маяк». Затем – участие в многочисленных выставках разного уровня, выставки в Париже, экспресс-выставка в мае 2005 года у Рейхстага в Берлине. 

Зрители познакомились с оригинальной графической инсталляцией – "Путешествие Ассоль и Грея", с художественными буклетами, книгами московских, казанских авторов, коллективными сборниками, оформленными Л. Аюдаг. где она выступила и в качестве редактора,участника – «Грибная одиссея», «Калейдоскоп» (представленный на 7–ом салоне Русской книги в Париже в 2013 г.) .

Авторское чтение романтических, философских и юмористических стихов сделало атмосферу вечера особенно тёплой. Интерес зрителей вызвали её многочисленные книги-сказки с рисунками для раскрашивания

Также зрители узнали о деятельности литературно-художественного объединения «Автограф», открытого Ладой Аюдаг в ноябре 2017 г. В месяц проводится по две встречи. Одна – в гимназии № 7 г. Казани, где писатель или поэт может поделиться своим творчеством с подрастающим поколением. Вторая встреча – в галерее-студии им. Ильдара Зарипова с мастер-классом для детей какого-либо художника, там же проходят коллективные выступления бардов, поэтов, презентация новых книг различных авторов, организуются детские и взрослые выставки.

Многочисленные книги Лады Аюдаг были доступны для свободного знакомства пришедшим гостям: музыкантам, певцам, поэтам, представителям творческой интеллигенции Казани. Все они по-разному выразили признательность автору. Свои стихи прочли поэты Натан Солодухо, Ростислав Пулялин. Ансамбль "Романтика" под руководством Аллы Романовой исполнил несколько песен, а мастер художественного свиста Вильямс Ахмадуллин удивил публику оригинальным поппури из песен военных лет.

По окончании творческого вечера автор подарила гостям свои открытки и книги..

 

 

15 мая в Казани прошла презентация книги «Аvе Марина».

Поэтический сборник посвящений великому русскому поэту Марине Ивановне Цветаевой казанская поэтесса, член Союза российских писателей, литературный редактор журнала «Идель» Галина Булатова начала составлять после посещения Елабуги, поэтому первые десять экземпляров поэт отправила в Библиотеку Серебряного века Елабужского музея-заповедника. И вот теперь провела презентацию в Казани.

Сама редактор-составитель призналась, что мысль составить антологию поэтических посвящений Цветаевой, конечно, не нова. Но поиски лучшего и любимого было уже не остановить… Книга «Аве Марина» состоит из трёх разделов: стихи поэтов первой половины ХХ века П. Антокольского, А. Ахматовой, А. Белого, М. Волошина, О. Мандельштама, С. Парнок, Б. Пастернака, затем вторая половина столетия – Б. Ахмадулина, Т. Бек, В. Блаженный, Л. Губанов, Е. Евтушенко, С. Липкин, М. Петровых, А. Тарковский, Б. Чичибабин и другие. Третью часть составили стихотворения нового времени.

Презентацию украсили видеопослания Андрея Земскова (Владивосток), Олега Горшкова (Ярославль), Дианы Кан (Оренбург). Свои песни на стихи Марины Цветаевой замечательно исполнила Эльмира Галева. И конечно не обошлось без поздравлений с днём рождения Галины Булатовой!

Об имениннице хотелось бы рассказать подробнее. Родилась она в городе Горьком в семье врачей, до десяти лет жила в посёлке Макарьев Лысковского района. Первое стихотворение написала в 7 лет. Интерес к поэзии всячески поддерживали родители и дедушка, Булатов Пётр Степанович, учитель русского языка и литературы, директор сельской школы, фронтовик, человек удивительно доброй и щедрой души. С началом строительства Чебоксарской ГЭС и предполагаемым затоплением посёлка вместе с семьёй (отец, мать, сестра) переехала в Тольятти Куйбышевской (ныне Самарской) области. Окончила библиотечный факультет Куйбышевского института культуры. Работала в системе детских и школьных библиотек.

Десять лет назад Галина Ивановна переехала в Казань. 

Редактор-составитель более 20-ти изданий, победитель и призёр конкурсов поэтического перевода (2014, 2015, 2016, 2017), организатор и куратор поэтического турнира имени И. Царёва «ПТИЦА» (с 2013). Лауреат международного поэтического конкурса «Пятая стихия» имени И. Царёва (2015). Стихи Галины Булатовой перевёл на сербский язык Владимир Ягличич.

Автор поэтических сборников «Матрица для Золушки» (Москва, 2009), «Рябиновое стаккато» (Краснодар, 2010), «Философия розы» (Казань, 2012), «Счастливое время» (Казань, 2014) и книги стихов и поэтических переводов «Сильнее меня» (Казань, Татарское книжное издательство, 2017). Печаталась в журналах и интернет-изданиях: «Новая юность», «День и ночь», «Сетевая словесность», «45-я параллель», «Зарубежные задворки», «Новая реальность», «Русское эхо», «Чёрные дыры букв», «Дальний Восток», Нижний Новгород», «Казань», «Идель» и «Аргамак. Татарстан».

 

 

 

Положение о 2-м Всероссийском литературном конкурсе

имени Гавриила Каменева «Хижицы»


ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ 


2-й Всероссийский литературный конкурс «Хижицы», объявленный 20 марта 2018 года казанским литературным кафе «Калитка» Центральной библиотеки, посвящён памяти поэта, предвестника романтизма, родившегося и творившего в Казани, Гавриила Петровича Каменева (9 (20) марта 1773 – 26 июля (7 августа) 1803), автора первой русской героико-романтической поэмы «Громвал», созданной по мотивам казанской легенды о крылатом змее Зиланте. Название конкурсу дало одно из исторических предместий Казани – Хижицы (Кизическая слобода), а также одноимённое стихотворение Гавриила Каменева.

 

ЦЕЛИ КОНКУРСА 


* популяризация творчества Г.П. Каменева и идеи увековечивания его памяти в Казани (литературный памятник, мемориальная доска); 

* повышение интереса к русской литературе философской и героико-романтической направленности; 

* выявление и поощрение современных талантливых авторов. 

 

ТЕМАТИКА КОНКУРСА 


Авторы представляют на конкурс стихи, близкие по мысли, настроению, прямо или  ассоциативно связанные с предложенным четверостишием Гавриила Каменева:

 

Доколе тусклыми лучами

Нас будешь ты венчать, мечта?

Доколе мы, гордясь венцами,

Не узрим – что есть суета? 

(Из стихотворения «Мечта», 1796)


ПРИЗЫ КОНКУРСА


Призовой фонд формируется из спонсорских средств.

1 место – 10 тыс. руб.

2 место – 5 тыс. руб.

3 место – 3 тыс. руб.

Победители награждаются денежными призами, дипломами, книгами «Гавриил Каменев. Избранное» (Редакторы-составители Э. Учаров и Г. Булатова) и публикацией в одном из литературных журналов Татарстана («Аргамак», «Идель», «Казань»). 

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Приём произведений с 20 марта 2018 г. по 20 сентября 2018 года. Оглашение лонг-листа не позднее 1 октября, шорт-листа – не позднее 10 октября, победителей – 20 октября 2018 года. 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАЛИСТОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА

Для каждого из двух этапов конкурса (лонг-лист и шорт-лист) куратор формирует свой блок жюри. Произведения для оценки поступают членам жюри анонимно, т.е. только под номерами. Автор, получивший наибольшее количество голосов, объявляется победителем. Жюри не вступает в переписку с участниками конкурса. Решение жюри является окончательным. 

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

В конкурсе могут принять участие совершеннолетние авторы, проживающие на территории РФ. Члены жюри не участвуют в конкурсе в качестве номинантов. 

Произведение на конкурс может представить только его автор. Анонимные произведения и произведения под псевдонимом без указания реального (паспортного) имени автора не рассматриваются. 

На конкурс принимаются произведения только ныне живущих авторов. 

ПОРЯДОК ВЫДВИЖЕНИЯ РАБОТ 

На конкурс принимается одно стихотворение от автора. Объём произведения – не более 40 строк. Работы направлять куратору конкурса Эдуарду Учарову по адресу: ehd-ucharov@yandex.ru (в формате Word 97 – 2003, шрифт Times New Roman, 12 кегль). Перед произведением указать своё имя, пункт проживания, e-mail. В теме письма указать: Всероссийский конкурс «ХИЖИЦЫ-2018» 

Автор, подавая своё произведение на конкурс, соглашается с тем, что оно может быть опубликовано в изданиях, освещающих конкурс, и не претендует на выплату авторского гонорара. 

ЖЮРИ КОНКУРСА 

В состав жюри входят известные поэты, редакторы литературных журналов, издатели, деятели культуры: 

1. Николай АЛЕШКОВ – поэт; председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей; лауреат Республиканской литературной премии им. Г. Державина, губернской премии имени Николая Рыленкова (Смоленск, 2017); главный редактор литературного журнала «Аргамак». 

2. Максим АМЕЛИН – поэт, переводчик, эссеист, литературный критик, издатель, главный редактор издательства «ОГИ», лауреат премий «Антибукер» (1998), журналов «Новый мир» (1998) и «Знамя» (2010), «Anthologia» (2004), «Московский счёт» (большая, 2004; специальная, 2012), Бунинской премии (2012), им. А.Солженицына (2013), «Поэт» (2017) и др.

3. БАЛАШОВ Ю.А. – главный редактор журнала «Казань»; действительный член попечительского совета Национального музея РТ, почётный член попечительского совета музея истории КФУ. 

4. Галина БУЛАТОВА – поэт, переводчик, редактор журнала «Идель»; лауреат международного поэтического конкурса Премии «Пятая стихия» им. И. Царёва (2015). 

5. ИСМАГИЛОВА Р.Н. – директор Централизованной библиотечной системы г. Казани, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РТ, эксперт по печатным изданиям Министерства культуры РФ. 

6. КАРТАШЁВА Е.И. – зам. директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск», заслуженный работник культуры РТ. 

7. Алексей ОСТУДИН – поэт, литературный деятель, лауреат премии им. М. Горького (2007), Волошинской премии (2012), Григорьевской премии (2012) и др.

8. Артём СКВОРЦОВ – поэт, литературовед, критик, д-р филологических наук, доцент КФУ. Лауреат литературных премий «Эврика» (2008), «Anthologia» (2011), «Белла» (2016), «Книга года» (2017).

9. Эдуард УЧАРОВ – поэт, организатор ряда литературных проектов, в т.ч. по увековечиванию в Казани памяти о Гаврииле Каменеве; руководитель литературного кафе «Калитка»; куратор конкурса. 

10. ФАХРУТДИНОВА И.А. – общественный и научный деятель, кандидат архитектуры, доцент, литератор. Лауреат фестиваля им. В. Тушновой «Галактика любви» (Казань, 2013). 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА КОНКУРСА

Литературный журнал «Аргамак-Татарстан» (гл. ред. Николай Алешков): http://www.srpkzn.ru/I/?p=112

Журнал «Идель» (гл. ред. Айсылу Хафизова): http://idel-rus.ru

Журнал «Казань» (гл. ред. Юрий Балашов): http://kazan-journal.ru 

Евразийский журнальный портал «Мегалит»: http://promegalit.ru/kazan/

Официальный сайт МБУК «ЦБС г. Казани»: http://www.cbskazan.ru

Группа «ГАВРИИЛ КАМЕНЕВ» в соцсетях: 

Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/1561081957513330/

Вконтакте: http://vk.com/club90947079

Группа «КАЛИТКА» в соцсетях:

Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/1084606034965929/

Вконтакте: https://vk.com/club161423914

 

 

 

 

 

 

Поздравляем набережночелнинское литературное творческое объединение «Лебедь» при ДК «КАМАЗ» (руководитель Ольга Кузьмичева-Дробышевская, выпускница ВЛК Литературного института им. М. Горького, член Союза российских писателей) с трёхлетием и публикацией в главном журнале Республики Татарстан, освещающем новости культуры и литературы.

29 марта в Казани, в Доме-музее Василия Аксенова состоялась презентация первого весеннего номера журнала «КАЗАНЬ».

 

Наш челнинский «десант» из шести человек отправился в дорогу на двух машинах-такси. Удобно очень. Забрали каждого от подъезда родного дома, привезли прямо к крыльцу Дома-музея. И по цене – не на много дороже того, если ехать на автобусе. Зато, какая экономия времени! При этом – ни пересадок, ни блужданий по заледенелым улицам: в те дни зима вновь завоевала Татарстан. В 14.00 мы выехали из Набережных Челнов и в 17.00 уже были на месте.

Когда я вошла в Дом-музей Аксёнова, в его уютный «колонный зал», увидела счастливую ВАЛЕРИЮ ГОЛУБЕВУ – самую юную участницу нашего литобъединения "Лебедь". Машина, где ехали Валерия, её мама ЕВГЕНИЯ и поэтесса РОЗА ГУБАЙДУЛЛИНА, пришла минут на двадцать раньше нашей, и Лера успела познакомиться со сверстниками (что, как и Валерия, видят мир душой) – участниками музыкального коллектива «НеЗаМи», которым руководит известный бард ДМИТРИЙ БИКЧЕНТАЕВ. Лицо Валерии горело от волнения, вызванного общением и с новыми знакомыми, и с ДМИТРИЕМ АНДРЕЕВИЧЕМ, выразившим искреннее восхищение в адрес Валериных стихов, опубликованных в «Читальном зале» презентуемого номера «Казани». И моё сердце наполнилось радостью: «Быть может, ради таких встреч и стоит «в надежде славы и добра глядеть вперёд и без боязни»…

Мы сфотографировались с главным редактором ЮРИЕМ АНАТОЛЬЕВИЧЕМ БАЛАШОВЫМ и командой журнала, успели взять автографы у героев встречи, опубликованных в номере.

Вечер начался ровно в 18.00. Главную тему задала «Старая пластинка – массовая песня от Вадима Козина до наших дней»: сотрудница редакции АЛИНА ЕРМОЛАЕВА, в образе барышни начала 20 века, покрутила ручку старинного патефона, опустила на виниловую пластинку трубку с иглой и мембраной, и по залу тихо полился голос В. Козина. На экране появились фотографии "Козин в Казани и Магадане". Зрители, казалось, боялись дышать, а зал был полон!

Музыкальное вступление «Старинной пластинки» подхватил ВЛАДИМИР ГАРАНИН – он исполнил песню из репертуара Вадима Козина на стихи Сергея Есенина. 

ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ представлял собравшимся «Ожившие страницы журнала «Казань»: на экране листались публикации, а на сцену выходили их герои.

Так, воспоминаниями о встречах с обладателем популярнейшего в СССР лирического тенора, поэтом и композитором В. Козиным поделились казанцы ВЛАДИМИР УРЕЦКИЙ и ВЛАДИМИР ГАРАНИН. Выступил с воспоминаниями и авторской песней ВАСИЛИЙ БЕЛАШОВ.

Благодаря встречам на литературно-музыкальных площадках Республики, я знаю многих казанцев. Наше общение продолжается и в социальных сетях. А вот с ВАСИЛИЕМ БЕЛАШОВЫМ дружба завязалась несколько лет назад сначала в Фейсбук, но лишь теперь нам довелось встретиться «вживую». Мы сразу узнали друг друга. Обменялись книжками. Меня впечатлил рассказ Василия о встречах с Вадимом Козиным в Магадане…

Вот и мой выход: «Молодая мама, руководитель литобъединения «Лебедь» при ДК «КАМАЗ», приехала из Набережных Челнов со своими детьми», – объявил ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, и взволнованно застучало моё сердце. Некоторые «мои дети» намного старше меня и могли бы быть моими родителями, некоторые – моложе, и в самом деле, годятся в дети. Конечно, как руководитель я чувствую ответственность, но общаемся мы, скорей, на равных. 

Спев Есенинский «Клён» и свой «Стежок-стишок», я представила зрителям «лИтовцев» – не всех, кто опубликован в мартовском номере, а тех, кто смог приехать: ИЛЬЮ ЩЕРБИНИНА, РОЗУ ГУБАЙДУЛЛИНУ, ЮРМЕТА НАГИЕВА, и ВАЛЕРИЮ ГОЛУБЕВУ. Зрители тепло встретили нашу «лебединую стаю».

Во второй части вечера выступали ДМИТРИЙ БИКЧЕНТАЕВ и группа «НеЗаМи». Дмитрий Андреевич вкратце рассказал о благотворительном фонде помощи детям с ограниченными возможностями, но тут же пояснил: «Не люблю этого словосочетания, потому что возможности – не ограничены, вы сами в этом убедитесь, познакомившись с нашими ребятами». Мы узнали о том, что работа взрослых в «НеЗаМи» ведётся по принципу «без зарплат», что вызывает глубочайшее уважение. И о том, как ребята сами зарабатывают на музыкальные инструменты, на увлечение (а может быть, и смысл) жизни, на саму благотворительность – они ведь и другим помогают! 

Песни ребят объединили всех сидящих в зале: мы не только насладились слаженным ансамблевым исполнением, но и пели хором попурри из знакомых, с детства всеми любимых песен. В конце Дмитрий Бикчентаев провёл мастер-класс по обучению игре на шарманке. Я впервые в жизни видела настоящую шарманку. Довелось поиграть на ней и нашей Валерии. 

От всего действа на душе было светло. Нам не хотелось уезжать, не хватило времени наговориться, надышаться общением. Верим, что новые дружбы подарят и новые красивые встречи.

Спасибо редакции журнала и лично Юрию Анатольевичу Балашову, Дмитрию Бикчентаеву, сотрудникам Дома-музея Аксёнова сотворившим красоту, радость «обыкновенного чуда». Спасибо председателю Татарстанского отделения СРП Николаю Петровичу Алешкову за творческую поддержку ЛИТО «Лебедь».

К полуночи мы вернулись домой..

Ссылки на сайт журнала «Казань» № 3, март 2018.

http://kazan-journal.ru/2016-10-24-11-50-08/item/4914-lebedi-nad-chelnami 

http://kazan-journal.ru/2016-10-24-11-50-08/item/4915-stihi-i-proza-chlenov-literaturnogo-obedineniya-lebed

 

 

28 марта исполнилось 150 лет со дня рождения Алексея Максимовича Горького.

Великого русского писателя с Казанью связывают юношеские годы, самые счастливые и самые горестные, первая любовь, две попытки суицида и сотни прочитанных книг…

Алёша Пешков приехал в Казань в 16 лет, мечтал поступить в Императорский университет, но без аттестата не смог этого сделать. Жил с босяками в казанском Устье, нанимался подёнщиком на любую работу, знался с ворами… Но сошёлся всё же со студентами в Марусовке, познакомился с народником Деренковым, читал в его библиотеке труды философов, нелегальную литературу, познакомился с первым марксистом Федосеевым.

1887-й год стал переломным в его судьбе. Через неделю после знаменитой сходки студентов Казанского университета Алексей Максимович Пешков принял решение уйти из жизни. Среди причин историки называли неразделённую любовь к Марии Деренковой, а также пришедшее из Нижнего (с большим запозданием) известие о смерти бабушки Акулины Ивановны, заменившей Алёше мать, и деда Каширина, в доме которого он родился. Душевную и физическую усталость от тяжёлой работы в кондитерской Деренкова, разочарование в философских исканиях… Причин было много, главное, они сошлись в одной точке. 

В университетской клинике раненый Пешков повторил попытку, выпив в ординаторской раствор хлоральгидрата. Но его снова спасли доктора. Позже Горький писал: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани».

Казанский период жизни Максима Горького нашёл отражение в его творчестве – это рассказы «Бывшие люди», «Двадцать шесть и одна», «Хозяин», «Коновалов», «Болесь», «О том, как я учился писать», автобиографической повести «Мои университеты», в «Воспоминаниях о Толстом» и других произведениях.

В 1928 году, приняв решение вернуться в СССР, Алексей Максимович Горький совершил большую поездку по стране, тогда же 60-летний классик снова побывал в Казани и навестил места своей горькой юности.

После его смерти в бывшем доме мещанина М.И. Беляева, где в 1886–1887 годах Алексей Пешков работал подручным в пекарне А.С. Деренкова открыли музей, а улицу, на которой он располагается, назвали его именем. В начале улицы появился отель «Горький», а в конце её установлен памятник Горькому.


 

27 марта в Казанском литературном кафе «КаЛитКа» состоялся музыкально-поэтический вечер «И всё-таки весна…».

В гости к казанцам снова приехали челнинские поэтессы Ольга Кузьмичёва-Дробышевская и Светлана Летяга, но на этот раз стихотворениям и песням сопутствовали живописные работы челнинской художницы Любови Сивко. Её солнечные картины не только украсили стены литературного кафе, но в течение всего вечера демонстрировались на большом экране в режиме нон-стоп. Живопись и музыка создавали достойное обрамление звучащему слову.

Ольга Кузьмичёва-Дробышевская всего двумя днями ранее успешно выступила в Доме дружбы народов Татарстана на II поэтическом фестивале «Рукопожатие четырёх республик», которое организовали Русское национально-культурное объединение г. Казани, городской Совет ветеранов и поэтический театр «Диалог». Это совсем рядом, в двух остановках от Центральной библиотеки г. Казани, где располагается «КаЛитКа», да и часть зрителей из Дома дружбы народов РТ также пришли в ЦБС – как они отмечали, в более камерной обстановке «КаЛитКи» (без сцены и микрофонов) Ольгины песни в сопровождении гитары и фортепиано звучали более душевно.

Светлана Летяга читала как известные уже произведения из сборника «Стихотерапия», так и новые свои стихотворения. И хотя каждая из исполнительниц выступала отдельно, по очереди, складывалось впечатление, что выступает талантливое, хорошо сыгранное и спевшееся трио! Не персональная выставка, не сольный концерт, а всё вместе – цельный и душевный музыкально-поэтический вечер, создавший особое весеннее настроение.

И будем надеяться, с челнинскими поэтессами казанцы ещё встретятся в «КаЛитКе» через две недели – на презентации нового номера литературного журнала «Аргамак. Татарстан», которая состоится 10 апреля в 17 часов..

Фото Оксаны Исаевой


 

22 марта в Казани состоялась презентация нового номера литературного журнала «Аргамак. Татарстан».

Издатель журнала – Татарстанское отделение Союза российских писателей, крупнейшее в стране (после Москвы и Санкт-Петербурга), объявило о начале юбилейных мероприятий, посвящённых 20-летию своего основания.

Знаменательно, что презентация прошла в том самом зале Национальной художественной галереи «Хазинэ» в Казанском Кремле, где размещены картины народного художника РФ Ильдара Зарипова и выставлена его знаменитая «Фаузия апа», репродукция которой украсила обложку нового номера «Аргамака». На это обратил внимание собравшихся читателей и зрителей автор статьи о творчестве художника, доктор филологических наук, поэт и литературовед Рамиль Сарчин.

Яркие колоритные полотна мастера задавали тон всему мероприятию, создавали праздничную весеннюю атмосферу, как и солнечная погода за окнами. Визуальное многоцветие поддержали и музыканты – челнинский дуэт Елена Емалтынова (гитара) и Диана Суходольская (флейта) лейтмотивом вечера сделали незабываемые мелодии легендарных «Битлз» и «Аквариума».

Мартовский номер «Аргамака» по традиции больше внимания уделяет женщинам – в нём напечатан неоконченный роман Инны Лимоновой «Мой бешеный скороход», рассказы Натальи Романовой-Сегень и Ольги Кузьмичёвой-Дробышевской, стихи Екатерины Беляевой-Чернышёвой, Елизаветы Мартыновой и Анастасии Устиновой. В рубрике «Бенефис переводчика» выступила казанская поэтесса Галина Булатова, представившая русским читателя произведения татарских поэтов Эльса Гаделева, Лябиба Лерона, Рузаля Мухаметшина, Гарая Рахима и Ленара Шаеха.

В рубрике «Званые гости» представлены современные поэты Донбасса – члены Межрегионального союза писателей из Луганска, Макеевки, Горловки и Дзержинска. Также в номере представлена публицистика Михаила Чванова (Уфа) и Петра Ткаченко (Москва). О дворянских корнях А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого рассказала Наталья Вердеревская – старейший член Татарстанского отделения Союза российских писателей, недавно отметившая 90-летие.

На презентации выступили академик Наиль Валеев, поэты Рустем Сабиров и Филипп Пираев (Казань), Вера Хамидуллина (Набережные Челны) и Александр Бочкарёв (Алексеевское). В завершение главный редактор Николая Алешков также прочитал свои стихотворения. И напомнил, что следующая презентация журнала состоится 10 апреля в Казанском литературном кафе «КаЛитКа».

Фото Александра Воронина


 

26 февраля исполнилось 80 лет Александру Проханову.

Известный прозаик, публицист, сценарист, журналист, главный редактор газеты «Завтра», председатель Изборского клуба, секретарь Союза писателей России Александр Андреевич Проханов юбилей отмечает, по традиции, вдали от Москвы.

Он родился в Тбилиси, в 1960 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. Пробовал писать стихи и прозу. В 1968 году начал работать в «Литературной газете» и сразу попал в командировку на остров Даманский. Александр Проханов одним из первых опубликовал в «ЛГ» репортаж о кровавом конфликте на советско-китайской границе, который в корне изменил его миросозерцание. С 1970 года работал корреспондентом «Литературки» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и других «горячих» точках на карте мира.

В 1972 году Проханова приняли в Союз писателей СССР. Он публикуется в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», с 1989 по 1991 год возглавлял журнал «Советская литература». За рассказ «Мусульманская свадьба» (1989) получил премию имени А.П. Чехова (как лучший рассказ года).

В декабре 1990 года создал одно из самых радикальных изданий в стране – газета «День» официально была запрещена Минюстом РФ после октябрьского переворота 1993 года. Но уже 5 ноября начала выходить газета «Завтра», которую Александр Проханов возглавляет по сей день. 

Автор более 60 книг. В 2002 году роман «Господин Гексоген» (о событиях 1999 года и серии взрывов жилых домов в России) получил премию «Национальный бестселлер». В 2010 году вышло Собрание сочинений А.А. Проханова в 15 томах.

После событий «русской весны» в Крыму и на Донбассе создал Изборский клуб, который в прошедшем году провёл выездное заседание в Казани, где изборцы учредили Татарстанское региональное отделение. Журнал «Аргамак» подробно писал об этом визите в последнем номере (http://www.srpkzn.ru/I/?p=112).

Вдовец, имеет дочь и двух сыновей (публицист Андрей Фе́фелов и Василий Проханов, фотограф и автор-исполнитель), а также внукови.

 

 

 

16 февраля  2018 года в Минской ратуше состоялась церемония награждения победителей Международной литературной премии имени В. В. Бианки.

Премия им. В.В. Бианки была учреждена в 2015 году с целью поиска талантливых авторов, пишущих произведения о природе и животных.

Поприветствовать участников мероприятия пришли представители Министерства культуры Беларуси, Мингорисполкома, Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь, Союза писателей Беларуси.
Почетным гостем стал внук знаменитого писателя-натуралиста Александр Бианки. Он является правонаследником всего творчества Виталия Бианки и входит в состав жюри.
Дипломантом премии в номинации "Поэзия" стала Елена Степанова, учительница из города Набережные Челны, выпустившая в конце минувшего года книгу детских стихов "Ни дня без чудес", являющаяся при поддержке Союза российских писателей стипендиатом министерства культуры Российской Федерации.

 

 

 

14 февраля – Международный день дарения книг

В России впервые проводится акция «Дарите книги с любовью».

Инициаторами акции, которая проходит с 14 по 18 февраля в двадцати регионах страны, выступила Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя». Российская государственная детская библиотека поддержала это начинание, а всего в акции участвует около шестисот библиотек.

О международном дне книгодарения в России мало кто знает, его инициировала шесть лет назад библиотекарь из Миннесоты. И сегодня это начинание поддержали более 30 стран.

К нему могут подключиться читатели любого возраста, люди дарят любимые книги родственникам, близким, знакомым, детям.

Татарстанское отделение Союза российских писателей также приглашает авторов поучаствовать в днях книгодарения. В нашей писательской организации немало поэтов, кто пишет для детей – это Борис Вайнер и Ринат Маннан, Лада Аюдаг и Вера Хамидуллина. И все они – частые гости в школах и лицеях республики.

 

В 2012 году Вера Хамидуллина инициировала издание двух детских литературных проектов «Современные авторы – детям» (САД) и «Современные авторы – детям. Издано в Казани» (САДИК). Книги данных серий (вышло около 50 иллюстрированных сборников) включены в Государственную программу «Развития и поддержки государственных языков РТ». Последние годы Министерство культуры РТ эти издания представляет, как лучшую печатную продукцию Татарстана на Федеральном Сабантуе. На Международном фестивале в Берлине Веру Хамидуллину признали «Лучшим издателем года», а книга «Радуга Сабантуя», выпущенная в соавторстве с Алфией Ситдиковой, заняла третье место в ежегодном республиканском конкурсе «Книга года-2013»

 

 

 

 

Культуру хотят вывести из сферы услуг

В рамках работы над концепцией нового закона «О культуре» для учреждений культуры могут предусмотреть новые юридическо-правовые формы, а также вывести их из сферы услуг и действия закона о госзакупках.

Поручение Президента Российской Федерации опубликовано в начале февраля, оно адресовано администрации главы государства и Совету по культуре и искусству. Министерство культуры не будет участвовать в подготовке концепции, сообщает в понедельник, 11 февраля, газета «Известия». 

Председатель комитета по культуре Государственной Думы РФ, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, народный артист России Станислав Говорухин считает, что в первую очередь необходимо вывести культуру из сферы услуг и сделать более прозрачной финансово-хозяйственную часть. Эта идея получила одобрение, с таким подходом согласны и в Совете Федерации. Его заместитель в думском комитете и коллега по президентскому совету, Александр Шолохов сообщил изданию, что в разные годы в Госдуме подготовили несколько законопроектов, в том числе о творческих союзах – однако они потеряли актуальность из-за изменения законодательства, заметил депутат. Однако в работе над концепцией следует учесть наработки парламентариев.

Аналогичная идея содержалась и в пакете предложений, который Союз театральных деятелей в прошлом году направил главе государства, рассказывал тогда руководитель СТД Александр Калягин. Он подчеркивал, что культуру необходимо рассматривать не как услугу, а как «общественное благо».

Но если консенсус по поводу рамочного подхода уже сложился, то конкретные пути его реализации еще предстоит обсудить.

Вместо одной формы «организация культуры» в законодательстве необходимо ввести множество организационно-правовых форм, соответствующих характеру деятельности, считает профессор ГИТИСа, заведующий сектором Института искусствознания РАН Дмитрий Трубочкин. Вплоть до того, что музей — это одна форма, а театр — другая. Будущий закон о культуре должен кардинально изменить подходы к финансированию отраслевых организаций, отмечают в президентском совете. При нынешней системе выделения средств и контроля за их расходованием практически невозможно соблюсти закон, что особенно стало всем ясно в связи с делом режиссера Кирилла Серебренникова, рассказали изданию в президентском совете. В то же время, действуя по закону, получатель госфинансирования должен провести многочисленные тендеры на необходимые товары и услуги — например, костюмы и декорации. Причем оплачивать их приходится за свой счет, ведь, прежде чем получишь доступ к бюджетным средствам, надо отчитаться о проделанной работе. Оплатить услуги до получения денег от государства могут лишь крупные студии.

Меняя систему доступа к финансированию, следует учитывать интересы и государства, и бизнеса, подчеркивает адвокат, член Ассоциации юристов России Тимур Хутов. Например, если студия или предприниматель зарекомендовали себя как добросовестные, с ними можно работать по предоплате. Если не успели себя зарекомендовать, то можно предусмотреть определенные требования. Культура относится к иррациональному и эмоциональному аспекту. Поэтому формализовывать и оценивать ее исходя из количественных показателей не то что тяжело, а в корне неправильно, считает адвокат. 

Представителей отрасли беспокоит и другое положение закона о госзакупках (44-ФЗ): организации обязаны проводить тендеры, руководствуясь ценовыми критериями. Предположим, Большой театр объявляет тендер на постановку «Пиковой дамы»… По идее, может победить организация, которая пообещает всё это поставить за 1 тысячу рублей. По словам Дмитрия Трубочкина, новое законодательство о культуре «введет такие принципы, которые заставят поменять саму по себе контрактную систему» применительно к культуре и искусству. Оценивать результаты работы организаций культуры тоже планируется по-новому. Сегодня эффективность театра «измеряется гигантскими формулами, которые записываются в несколько строк», отметил профессор ГИТИСа. Поэтому обсуждается возможность дополнить и частично заменить количественные показатели качественными. Так, можно отслеживать уровень общественного интереса к постановке, учитывать отзывы профессионалов и смешанной среды.

Для координации работы над концепцией и будущим законом внутри Совета при президенте или под его эгидой планируется создать небольшую рабочую группу. Концепция закона должна быть разработана до 15 марта, сам закон до 1 июля.

Напомним, попытки принять законы о культуре, о творческих союзах разрабатываются в Госдуме уже… четверть века! Но до сих пор ни один из них не был принят. Пять лет назад Президенту России Владимиру Путину в ходе Общероссийского Литературного собрания всё же смогли донести простую мысль о том, что в Российской Федерации не существует такой профессии – «писатель», а творческие союзы являются общественными организациями, чем-то вроде клубов любителей кактусов… Глава государства поручил членам Совета по культуре и искусству подготовить соответствующие предложения. Результатом их деятельности стал указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Однако дальше дело не пошло, и на Президентском совете в декабре 2017 года Владимиру Путину снова напомнили об этом. Глава государства поручил разработать концепцию нового закона о культуре, который должен заменить устаревший документ 1992 года. Подождём, а вдруг правда дождёмся.

 

 

 

ПОРТАЛ ЖУРНАЛА

ПОРТРЕТЫ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

  

  

  

  

ВСЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО